On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Это времянка для временно лежащего форума http://forum.for-ua.com/list.php?1

АвторСообщение
lt. НемО





Сообщение: 122
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:03. Заголовок: Ещё один тёмный чуланчег: этносоциобеллетристика


Накопилась небольшая кучка ссылок на самые разные статейки по теме этносов, наций, цивилизаций и их информационного взаимодействия между собой и не только. Вот и буду совать их сюды, дабы не потерялись совсем

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 13 [только новые]


lt. НемО





Сообщение: 123
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:06. Заголовок: Короткие и длинные с..


Короткие и длинные стратегии этносов



2009-03-23 Дмитрий Крылов, этнобиолог

На прошедших выходных я сходил на публичные дебаты. Среди прочего, на них обсуждалась тема миграции и связанные с ней проблемы. Высказанные на дебатах мнения вряд ли стоит здесь пересказывать. Их спектр хорошо знаком всем, кто следит за проблемой. Вообще, боевые пляски вокруг этих тем дело увлекательное. Точки зрения на них довольно различные, и свести их к какой-то общей позиции оказывается на практике затруднительно. За этим занятием сел не один голос и сточилась не одна клавиатура. Написано и сказано много, почти всегда остро, часто точно и нередко глубоко. Однако написано из самих этих тем. Вот что я имею в виду под "из". Чтобы описать предмет, можно его (а) разобрать на составляющие, (б) сравнить с другими подобными предметами, (в) описать, частью чего он является. Публицистика на эти темы в основном строилась по типу (а), сейчас все чаще она идет по пути (б). Один из приемов примирить противоречия (в т.ч. между этносами и их интересами) это попытаться найти более широкую, включающую в себя всех, общность. Такой общностью для всех нас является история человека как вида. В ней и можно поискать объяснения тем событиями, которые разворачиваются на поверхности взаимодействия этносов и в ней же можно почерпнуть новый для политики понятийный аппарат, который мог бы послужить пониманию происходящих процессов.

Проблема мигрантов в России это не только и не столько проблема ксенофобии и расовой нетерпимости, как ее обычно пытаются представить. Причем ксенофобия не дает полного понимания проблемы, как ее ни прикладывай: ни, гипотетически, с русской стороны, ни с точки зрения русофобии. Этнический конфликт это вовсе не конфликт непонимания или боязни другого этноса, как его часто представляют, и проблема не в отсутствии толерантности. Напротив, непонимание возникает на почве этого конфликта, как убедительно доказано в экспериментальной социологии групп. Сам конфликт имеет свои корни в психологии групп, особенно этнических. Это то, что оставила нам в генетическое наследство история человека как вида. Особенности этого неизбежного, увы, конфликта, определяются в значительной степени стратегиями этносов. Вот о них-то я и собираюсь поговорить. Как принято оговаравиваться в таких случаях, все совпадения с реальными этносами случайны, а все, что следует ниже чистая теория (основанная, однако, на многих опубликованных исследованиях).

Экономический вред от финансовой пирамиды очевиден: множество людей лишается своих сбережений и выключается таким образом из полноценной жизни. Помимо отъема денег, однако, пирамиды уничтожают другой, еще более существенный ресурс: доверие. В обществе, в котором царит вакуум доверия не может функционировать не только экономика (вложил деньги - украли, работал - не заплатили), но и семья, школа и другие институты. Фактически такое общество останавливается из-за невозможности гарантировать простейшие взаимодействия. Известно, кроме того, что такое общество неизбежно криминализируется, т.к. вакуум доверия это готовый рынок для его гарантов насильственными методами. Если люди не доверяют друг друг, их можно заставить исполнять общение под страхом смерти. См. фильм "Жмурки".

Нехватка доверия это как раз и есть важнейший симптом столкновения двух совершенно различных этнических стратегий: короткой и длинной.

Далее под катом...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 124
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:16. Заголовок: Откуда берутся корот..


(продолжение)

Откуда берутся короткие стратегии или привет от родо-племенного строя



Взявшись описывать короткие этнические поведенческие стратегии, я поначалу описывал что наблюдал. Если смотреть на политическую, административную и финансовую борьбу с точки зрения того, как в ней разные этносы конкурируют за контроль над ресурсами, все видимое разнообразие сводится к двум базовым стратегиям. В основе длинной стратегии "природа как ресурс", в основе короткой "люди как ресурс". Стратегии эти настолько различны, что их носители кажутся друг другу чем-то вроде марсиан. Власть, использующая короткие стратегии, кажется народу как бы зеркальным отражением себя. У русских, в частности, сейчас бытует представление о том, что любое заявление власти нужно понимать с точностью до наоборот: говорят одно, значит сделают прямо противоположное. Это представление далеко не всегда соответствует действительности. Есть множество примеров, когда власть делает то, что заявляет. Представление это касается не столько действий, сколько логики власти, она действительно противоположна народной или, как мы может теперь сказать, налицо разница этнических стратегий: короткой и длинной.

Следует подчеркнуть, однако, что границы распространения этих стратегий не всегда и не везде совпадают с границами этноса. Как капля молока расходится в стакане чая, так же короткие стратегии расходятся по обществу, в котором основной этнос использует изначально длинные стратегии (но не наоборот). Это процесс диффузии. Он происходит просто потому, что в контексте длинного этноса короткие стратегии дают огромное преимущество. Обратный процесс невозможен в силу того, что длинные стратегии не дают преимущества носителям коротких.

Психология коротких стратегий не может быть понята из длинной в рамках обычной морально-этической системы хотя бы потому, что сама морально-этическая система этноса строится на базе этих стратегий. Они первичны, а не мораль, как часто принято считать. Понимание этого требует определенной интеллектуальной зрелости и готовности смотреть на вещи как есть, а не как удобно. Вооружившись этой готовностью, последуем дальше.

Далее под катом...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 125
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:24. Заголовок: (продолжение) Конец ..


(продолжение)

Конец работы



Когда я описывал короткие и длинные стратегии этносов, я смотрел прежде всего на ресурсы. Как этнос добывает ресурсы и на что их направляет?

Если задаться таким вопросом, можно легко придти к тому, что одни этносы получают ресурсы из природы, в то время как другие — перехватывают их у других этносов. Это разделение и легло в основу понятий «короткий этнос» и «длинный этнос» и соответствующих стратегий.

Понятно, что при таком разделении стратегий выстраивается пирамида, на вершине которой те, кто взял под контроль наибольшее количество ресурсов, перехваченных у других этносов. Внизу — травоядные. Это довольно очевидные следствия.

Все это так, если смотреть на извлечение ресурсов. Обсуждая длинные и короткие этносы с коллегами я заметил, однако, что не все видят ту же картинку, что и я. Существенные различия между длинными и короткими этносами, как мне показалось в этих обсуждения, не сводятся к источнику ресурсов. А в чем еще отличие?

Слово «ресурс» в таком контексте, как правило, понимается материально. Биологи и подавно смотрят на поток энергии вверх по пирамиде: кто кого съел и сколько джоулей энергии ушло снизу, от травки, которую щиплют бараны до самых крупных хищников наверху. Что-то подобное можно отследить и в финансовых потоках: внизу травоядный мелкий предприниматель, наверху Понятно Кто. Все, казалось, бы просто и ясно.

Но картина неполна уже хотя бы потому, что длинный этнос, находящийся внизу, должен, казалось бы, стремиться выйти наверх и потеснить тех, кто перехватывает его ресурсы. На деле этого не происходит. Причина может быть в гетерономии этноса, но сама по себе гетерономия особое явление, она скорее исключение, чем правило, хотя она и касается напрямую ситуации с русскими.

Так в чем же дело?

Отчего короткий этнос не становится длинным, понятно. Объяснять, почему люди добровольно не пересаживаются с Мерседеса на Ниву нет нужды. А вот наоборот: с Нивы на Мерседес? Или - почему длинный этнос не переходит на короткие стратегии, несмотря на всю их выгоду?

В качестве гипотезы предположим, что в коротких стратегиях есть какие-то особенности, которые не видны длинному этносу. Он не понимает, как короткие стратегии на самом деле устроены и при всем желании не может их воспроизвести. Длинный этнос строит Мерседес, а получается всякий раз Нива.

Далее под катом...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 126
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:27. Заголовок: (продолжение) Шахмат..


(продолжение)

Шахматная культура



В этой серии была обозначена разница в стратегиях, которыми пользуются этносы и описаны два типа таких стратегий. Одна, длинная, со ставкой на создание искусственных и освоение природных ресурсов и другая, короткая, направленная на перехват этих ресурсов. В статьях внимание обращено на этносы и их свойства.

Здесь я хотел бы отвлечься от этносов и посмотреть на межэтнические контакты с точки зрения культурного поля, в котором они развиваются. Что происходит с культурами обоих этносов, когда они входят во взаимодействие? Тема «не нуждается в представлении» в силу того, что происходящие в современном обществе процессы во многом определяются межэтническим контактом.

Вначале определимся с понятиями. Культура в нашем случае это не: (1) достижения в каких-либо профессиях (не Достоевский, Менделеев, Уланова, Гагарин и прочие уважаемые люди), (2) соответствие представлениям об образовании, познаниях, уме, навыках или манерах, хотя это второе уже ближе к нашей теме. Рассмотрим культуру как систему запретов и поощрений, причем для нашей темы рассмотрим только запреты и только те, которые можно назвать строгими.

Это можно сделать визуально: в виде шахматной доски. Установим правила, похожие на шахматные. Пусть будут пока фигуры только одного цвета. На белые поля им становиться можно, на черные нельзя никогда. Фигура на этой доске начинает движение от одного края и если она достигнет противоположного края. Сама доска пусть отличается от шахматной, ее форма – треугольник. Чем ближе к вершине треугольника, тем лучше место. Всякая фигура пробивается к этой вершине. Ей мешают другие фигуры на доске, поэтому путь ее не прямой. Эта картинка проста и в силу простоты поможет нам разобраться в теме.

Далее под катом...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 127
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:31. Заголовок: (продолжение) Замкн..


(продолжение)

Замкнутые длинные стратегии


Почему Горбачев оказался слабовольным?

Читая "Идеологические мемуары" Александра Самоварова я возвращаюсь к одной и той же мысли. Одной из главных целей реформ на закате СССР была заявлена демократизация. Люди действительно хотели демократии, а еще точнее - народовластия, и кто знает, как обернулись бы события, если бы мы его получили. Сейчас, когда мы формально живем в демократическом государстве, народовластия в целом не больше, чем было в позднем СССР. Его не следует путать с гражданскими свободами, которых пока действительно больше, но народовластия как такового как не было, так и нет.

Следить за политикой как за развивающимся сюжетом дело историков и политологов. Дело по-своему увлекательное и нужное, но оно легко уводит от закономерностей к частностям. А мне всегда было интересно не только "что" и "как", но и "почему". Почему я вчера, зайдя в Сбербанк, видел пожилую русскую женщину, жалующуюся, что "опять подняли цены" и дрожащими руками отсчитывающую еще 30 рублей (для нее это деньги)? Почему половина моих однокурсников уехала заграницу, треть моих одноклассников на том свете или спилась или несчастные ни на что больше неспособные люди? Почему мы ничего не добились за 25 лет с начала крупных перемен? Мы - я имею в виду не власть, а нас, русских, живущих на своей земле.

Либеральная мантра на этот счет всем известна: "русские неспособны устроить свою жизнь". Это ложь, которая вытекает из основы основ их взгляда на жизнь: из русофобии. Всякому, жившему с другими этносами вплотную, очевидно, что у русских способностей и энергии не меньше. Так в чем же дело: почему мы не можем устроиться у себя в стране так, как живут другие европейцы? Другая мантра на сей счет гласит, что нам мешают и не дают это сделать. Это, на мой взгляд, ближе к истине, но это только часть правды. Другая ее часть, гораздо более существенная, заключается в том, что мы и не пробуем. Точнее, не пробуем делать то, что действительно способно изменить нашу жизнь. Если принять эту точку зрения, оказывается, что у нас всегда был и остается шанс.

Народовластие и вообще изменения в политике многими русскими воспринимаются в гигантских масштабах. Это всегда "там", "наверху", "военная сила", "спецоперации". Упоительно читать и думать про заговоры в ЦК КПСС, про подковерную борьбу олигархов, про спецслужбы, ядерное оружие, спецназ и танки на улицах Москвы. Все это было, есть и будет, конечное, но обычный человек на эти явления не влиял, не влияет и влиять не сможет. Связь между ним и этим процессами только односторонняя - они влияют на него, но он никак их хода изменить не может. В лучшем случае, он может смотреть или не смотреть, как если бы все это происходило на концерте Курехина и "Попмеханики", а не в его жизни. Можно сказать, что главная идеологема, которую власть поколение за поколением вбивает русским в голову, вполне успешна. Она гласит: "от вас ничего не зависит".

На деле, конечное, это чистая иллюзия, и она существует ровно до тех пор, пока мы в нее коллективно верим. Непременное условие этой иллюзии: паралич воли. До тех пор, пока мы коллективно парализованны в своей воле, она владеет нами, эта иллюзия.

Но это все так, красивые слова, можно сказать. От них проку мало, и наверное не я первый их пишу, не я и последний. Меня, как я уже сказал, интересует, почему все именно так, а не иначе. Почему Горбачев оказался слабовольным? Или он агент ЦРУ? Или это Яковлев агент ЦРУ, а Горбачев просто заигрался? А если бы не было Мальты или если бы Горби не сделали человеком года, что тогда?

Да забудьте вы всех этих горбачевых, яковлевых и прочих! Их нет. Это наша с вами коллективная иллюзия, что они управляют нами. Причины положения дел, настоящие причины, совсем в другом.

Одна из них, как я все яснее и яснее понимаю, в том, что русские это прекрасные, талантливые, замечательные люди, но русского народа или хотя бы общества функционально не существует. Они в глубоком коматозе (что и неудивительно после всего того, что с нами проделали, но это отдельная тема). Вот один из важных симптомов: в современной России бытует такое выражение "оказанная услуга ничего не стоит". Значение этой фразы в том, что услуга не подразумевает обратной услуги. X оказал услугу N, а N, как принято выражаться, "забил на X болт".

Ошибочно было бы думать, что X просто глуп, как ошибочно было бы думать, что N просто подлец. Они живут в разных социальных мирах. X еще пытается применять длинные стратегии, а N движется к своим целям согласно коротким стратегиям. В целом они не составляют общества, тем более этноса. Их, этноса и народа, попросту функционально нет (я сказал острожно, что они в коматозе - хотелось бы верить, да).

Далее под катом...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 128
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 15:47. Заголовок: Всё тот же Крылов: ..


Всё тот же Крылов:

Зеркало тролля


Русские оценивают себя ниже, чем любой другой народ

Миллионы, миллиарды его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. … Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны,.. А злой тролль хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки.

Г.Х. Андерсен, «Снежная королева»

Начну с простого бытового примера. Недавно один мой коллега вернулся в Россию после семи лет, проведенных в Америке в качестве программиста.

Судя по его письмам, возвращение на Родину он воспринимает как дантовское нисхождение в ад, совершаемое в кафкианских декорациях. Я получил у него согласие на цитаты и взялся за роль Вергилия, по крайней мере в рамках этой статьи.

Он описывает бытовые подробности, в частности поездку в аэропорт:

Подошли к справочному киоску спросить когда прилетает «такой-то рейс люфтганзы». Вы думаете нам там нахамили или сказали «вон там мы вам табло повесили - идите и смотрите». Нет, нет и нет! Работница справочного киоска встала, развела руками и сделала такое лицо, что сразу без слов и пояснений на любом языке стало понятно и отсутствие достоверной информации в справочной службе и сама изначальная абсурдность и бессмысленность самой нашей идеи обратится в справочную службу и факт того что «за грубость-то нас ведь ругают, а по другому мы никак».

Зафиксирую ход его мысли: он заранее был настроен на хамство, а когда его не получил, нашел другой повод для обиды. Да, в справочном провинциального аэропорта не оказалось информации о международном рейсе - казалось бы, что тут удивительного? Обратись напрямую в стойку компании, а если уж раздаешь оценки, то сравни свой американский опыт с российским. Дело ведь в том, что справочные в провинциальных американских аэропортах работают не лучше. Более того, невероятное тупоголовие американских клерков это притча во языцах. Автор, например, наблюдал такую картину: двое работников авиакомпании регистрировали пассажирку с российским гражданством на рейс Вашингтон-Москва и требовали у нее российскую визу. Перелистав несколько раз российский паспорт в поисках визы и не обращая ни малейшего внимания на слова пассажирки, они несколько минут обсуждали ситуацию между собой и затем позвонили начальству. Только получив указание сверху и избавившись таким образом от ответственности, они допустили ее рейс. Видимо, инструкция, которую считывали эти дроиды с экрана монитора требовала визу в паспорте, не оговаривая, что речь идет об американском паспорте… Но реальность к ходу мысли нашего Данте не имеет отношения: он не сравнивает подобное с подобным, но ищет подтверждения раз и навсегда сформированному комплексу отношений.

В этом комплексе на системном уровне записано: «в России все плохо».

Далее...
Скрытый текст


Автономный этнос

Гетерономный этнос
- тот, который оценивает всех людей по степени родства к этому этносу, а все явления - по степени выгодности для целей этого этноса. Чем выше родство и чем выгоднее явление - тем более отрицательную оценку они получают. Опять же, оценки эти не обязательно объективны и верны - важен принцип родства и выгоды. - тот, который оценивает всех людей по степени родства к этому этносу, а все явления - по степени выгодности для целей этого этноса. Чем выше родство и чем выгоднее явление - тем более положительную оценку они получают. Оценки эти не обязательно объективны и верны - важен принцип родства и выгоды себе

Все народы устроены одинаково: они оценивают мир, исходя из степени родства по отношению к себе и пользы себе, различен лишь знак этой оценки. У автономного этноса он положителен, у гетерономного отрицателен.

Далее...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 129
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 16:05. Заголовок: Самокастрация по-рус..


Самокастрация по-русски


Русские сами отрекаются от тех рычагов давления, которые используют другие народы

В фанатическом ослеплении хлыст или скопец принимает слова исступленных изуверов за волю Божью, и нет закона, нет правила, которые бы удержали житейскую нравственность его в постоянных и непреложных границах.

Мельников П.И. «Белые голуби»

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?Смогу ли я переступить или не смогу? […] Тварь ли я дрожащая или право имею…

Русские вопросы, авторство приписывается Достоевскому

Скопцы — это религиозная секта, адепты которой практиковали самооскопление, т.е. самокастрацию. Их представления о Боге гласили, что именно этого ожидает от них Творец всего сущего. Не буду вдаваться в сложную связь между религиозным и эротическим чувством, — замечу только, что скопцы боролись с плотью и отсекали половые органы по собственной воле. Если не разделять их представления о боге как о Великом Кастраторе, то выходит нечто комичное. Однако не стоит спешить со смехом: вполне может оказаться, что скопцы всего лишь довели до абсурда определенный образ мысли, который касается отнюдь не только их. На этом и оставим их, — речь дальше пойдет не о телесных скопцах.

* * *

В статье «Зеркало тролля» я описал одну из особенностей гетерономного этноса на примере отношения русских к самим себе и ко всему русскому. Ее можно представить себе в виде картинки, в центре которой находятся русские и национальные черты русских, а на различном расстоянии от центра другие народы и соответствующие им качества. Центр вызывает у русских негативные оценки, а все, что лежит за границами русских и русскости оценивается в той или иной степени положительно. У автономного этноса все ровно наоборот: чем ближе к себе и своему — тем выше оценка.

Эти оценки зашиты в подсознание и действуют до и сверх всякого реального сравнения. Они представляют собой нечто вроде наклона плоскости, по которому катятся все реальные попытки сравнить русских с другими. У кого-то хватает интеллектуальных и эмоциональных сил преодолеть этот наклон и заявить, что русские объективно лучшие в том-то и том-то, но и после этих героических усилий камень всё равно скатывается вниз. Русское большинство создает своего рода гравитацию, в которой любые попытки поставить русских выше других воспринимаются прежде всего как посягательство на порядок вещей.

Этому есть свое объяснение. Русские запрограммированы считать себя хуже других, коллективно и каждого в отдельности, и эта привычка стала второй натурой, за которую люди держаться как за все, что становится частью личности, включая сюда и самооценку русских как этнической группы.

Тут важен суммирующий вектор этноса, который складывается из того, что думают о себе и своем народе миллионы «дядей Васей» и «тетей Зин». Стоит закинуть своим знакомым пару пробных вопросов о том «как у нас и как у них», чтобы увидеть этот вектор в действии и получить опытное доказательство гетерономии.

Гетерономия обязательно включает в себе такую перевернутую систему оценок. Но этим она не исчерпывается. Гетерономный этнос, помимо низкой самооценки, воспроизводит особую систему моральных запретов, которая ставит его в подчиненное положение к автономным этносам. Дело тут в том, что системы моральных запретов у автономных и гетерономных этносов разные, в некоторых областях разница доходит до зеркальной противоположности: то, что один народ считает недопустимым, другой народ считает правильным и желательным. Так обстоит не со всеми запретами и нормами, конечно, но, что важно для нас, — с теми из них, которые регулируют вопросы конкуренции и места под солнцем, на которое претендует народ.

Прежде чем понять, в чем собственно заключаются эти отличия, задумаемся вообще о власти и о тех, кто ей подчиняется. Нас интересуют те качества власти, которые делают ее таковой в самом общем случае. Первое, что приходит на ум — это превосходство тех, кто во власти над теми, кто им подвластен. Допустим, некто мудрее других, и он властвует. Или у кого-то больше денег, и он властвует. Такое и в самом деле бывает, но превосходство само по себе отнюдь не обязательное свойство власти. В истории сколько угодно примеров, когда властью обладали не те, кто превосходил других, а те, кто им уступал во многом. (Замечу, кстати, что гетерономный этнос как правило поддерживает миф, что любая национальная власть ущербна. Отсюда, «придите и владейте нами» — любая чужая власть предпочтительнее своей, согласно этому мифу.) Стало быть, превосходство как непременный атрибут власти нам не подходит. Примерим вот что: возможность и готовность одними применять насилие по отношению к другим и одновременный запрет на насилие по отношению к первым.

Скрытый текст

* * *

В качестве аргумента за существующее положение вещей часто можно слышать, что русские «перестанут быть самими собой, если начнут делать то, что делают другие народы». Тут звучит еще одна нота гетерономии, а именно инфантильность. Гетерономный этнос скован страхом повзрослеть и вступить во взрослый мир, потребовать себе равных прав. Ему милее положение переростка среди взрослых, который мнит, что в самих его детских представлениях о мире есть какая-то ценность. Пусть бы и так — кто мешает сохранять те же строгие моральные нормы в своей среде? Автономный этнос вполне может себе это позволить в кругу своих, а весь свой потенциал агрессии перенаправить вовне.

Это решит сразу две проблемы. Во-первых, с таким народом начнут считаться как с равными. Никаким задабриванием и уговорами, а тем более демонстрациями своих способностей и талантов этого добиться нельзя. Это все равно что выделывать балетные па перед грабителями. А вот демонстрация боевого потенциала вполне заставит считаться с собой. Во-вторых, разрешится проблема агрессии, которая у гетерономного этноса выплескивается на своих. Куда более выгодное положение дел для народа, когда люди с избытком агрессии избирают своей мишенью тех, с кем ведется конкурентная борьба за ресурсы.

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 130
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 16:20. Заголовок: Вообще когда доходит..


Вообще когда доходит до конструктива, автор, при всём при том, что в здравости его безусловно часто глубоко верных посылок ну никак не откажешь, становится чуть ли не жалок. Можно ли зубную пасту вдавить обратно в тюбик? Или - любая банда братвы являет собой замечательный пример консолидации по-русски. И вполне себе работающей. Вот только не по этническому признаку ни разу. Как автор видит себе взаимодействие множества консолидированных мелких "автономных" (по его терминологии) банд? "Мы пскопские!" "А мы рязанския!" "Айда пиз...московских!" Так, что ль?

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 131
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 17:37. Заголовок: По сути, введение в ..


По сути, введение в ЛХН-оведение :)

Россия как контактная цивилизация.



Лекция Игоря Кузнецова

Стенограмма лекции известного специалиста в области этносоциологии, кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Игоря Кузнецова, прочитанной 18 января в литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».


Разработка лектора представляет собой попытку сформулировать характерные черты отечественной культуры (российской цивилизации) – в соотношении с другими культурами, опираясь на исторические условия ее формирования (понимаемые по Ключевскому) и данные актуальных социологических обследований. Результат оказывается ближе к научной интуиции, нежели к доказуемым утверждениям, однако эта интуиция может служить одной из объяснительных схем, накладываемой на явления отечественной культуры.



Лекция


[more]Прежде всего, я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли на эту лекцию. Я здесь не буду излагать какие-то устоявшиеся представления или развивать их, а попытаюсь изложить идеи, которые возникли у меня как у социолога-эмпирика при объяснении данных, касающихся русских. К примеру, таких фактов, как то, что уровень этнической консолидации русских в любом случае гораздо ниже такого же уровня у других народов России. Или то, что в оценках текущей российской ситуации русские ближе к тем народам, среди которых живут, чем к русски по России в целом. В общем, этническое, если можно так выразиться, поведение русских сильно отклоняется от эталонной модели, которую демонстрируют как народы России, так, в принципе, и народы Европы. И у меня возникла идея, что русские как большинство населения России являются носителями особой, контактной, цивилизации. Сразу хочу предупредить, что мои представления об особости не имеют ничего общего с «евразийскими» и прочими теориями так называемого «особого русского пути». На мой взгляд, понимание этой особости необходимо отнюдь не для обоснования отказа от интеграции в мировую систему, а для понимания адекватных путей и специфических российских ресурсов такой интеграции, а также и пределов этой интеграции, то есть меры того, что принято называть «глокализацией» – ростом и утверждением в глобальном мире почти у каждого народа (и его культуры) представлений о собственной эго-идентичности, индивидуальности в новом глобальном контексте. Такой подход к дискурсу о российской и русской особости еще не совсем структурирован и не обкатан. И эта лекция для меня – возможность сделать такую обкатку. Потому я в этой ситуации, может быть, больше нуждаюсь в вас, чем вы во мне.

Сразу хочу извиниться за мой стиль. Поскольку я здесь излагаю не что-то устоявшееся, а какие-то – для меня, по крайней мере – новые идеи, то на 60% то, что я буду говорить, – это импровизация. Креативность импровизации для меня в том, что здесь можно свободно использовать понятия, за которыми в науке закреплен уже определенный смысл и контекст. Мне хочется попробовать использовать какие-то нестандартные интерпретации некоторых терминов и понятий науки, чтобы обнаружить новый ракурс видения явлений, на которые они указывают по существу, за что прошу не судить меня строго. Давайте обсуждать не слова, которые я использую, а смысл, который я хочу передать не всегда стандартным сочетанием этих слов.

Еще мое изложение может раздражать, цеплять по другой причине. Я рассуждаю о целостной реальности. Она неизбежно многомерна. А любой дискурс относительно этой реальности – неизбежно одномерный, плоский. Будь то научный, политический, обыденный, антинаучный дискурс – он в любом случае плоский. Это как изображение пространства на плоскости по законам перспективы или как изображение на плоскости земного шара. Искажения тут неизбежны. Конечно же, Земля на самом деле не есть две соприкасающиеся окружности. И в плоской перспективе какие-то объекты, которые мы выносим на первый план, оказываются нереально большими, чем на самом деле, а другие совсем смутными, без деталей, которые отличают один объект второго плана от другого, превращаются в какой-то контрастный общий фон. Но такой фон, именно контрастный фон, необходим, чтобы лучше очертить объект рассмотрения. Это упрощение, но упрощение – естественный прием как научного, так и повседневного познания реальности, то, что в логике науки называют созданием идеального объекта, то есть объекта, очищенного от всего, что мешает видеть его суть, его специфику в данном проблемном ракурсе. То, о чем я буду говорить сегодня, – тоже некая идеальная модель России и русских, необходимая для того, чтобы не потонуть в деталях и представить их суть как контактной цивилизации.

Нестандартности начинаются с употребления понятия «цивилизация». На мой взгляд, понятие это уместно, если речь идет о в корне различающихся культурных комплексах, причем под культурой я понимаю не столько культурные достижения, сколько повседневные поведенческие и ментальные (то есть относящиеся к истолкованию мира и человека) стандарты, закрепленные как нормальные, само собой разумеющиеся, как аксиомы. Это примерно то же, что Альфред Шюц называл «естественными установками», а Пьер Бурдье – «габитусом», хотя и не совсем то. Сосуществование таких принципиально различающихся цивилизаций образно можно представить как в виде некоего трансформатора, который, как известно, состоит из двух (или более) встроенных друг в друга катушек. Они могут индуцировать изменения друг в друге, но не пересекаются в общей плоскости. Это я говорю к тому, что для меня дискурс в терминах столкновения цивилизаций – нонсенс. Цивилизации могут пронизывать друг друга, индуктивно влиять друг на друга, но не выталкивать друг друга в процессе какого-то соперничества, соревнования, поскольку для соперничества нужна общая почва, общие эталоны, устремления, ценности. Разумеется, в реальности пронизывание цивилизациями друг друга не обходится без крови, взаимных грабежей и разрушений, но намеренного истребления, дабы занять освободившееся место, нет.

В этом смысле, к примеру, для меня нонсенс рассуждения о столкновении разных, подчеркиваю – принципиально разных цивилизаций: христианской и исламской. По-моему, они такие же разные, как брат Авель и брат Каин перед лицом общего для них Господа. Это альтернативы – одна, христианство, более старая, другая, ислам, более молодая – одной и той же цивилизационной модели. При таком подходе уже нет нужды прибегать к полуоккультным рассуждениям о наступлении какого-то иррационального «мирового зла», смертельной борьбы света и тьмы и тому подобное. Все становится вполне естественно и логично: более молодой, энергичный и амбициозный член семейства пытается вытолкнуть более старого, уже сытого до сонливости и слегка ожиревшего члена того же семейства с одинаково понимаемого обоими как почетное, привлекательное и удобное престольного места за общим столом. Ни о каком уничтожении опять-таки одинаково ценимого стола и престола речи не идет. Речь идет об уравнивании позиций и достоинства в одном и том же пространстве. Ислам, исламские культуры просто выросли из ползунков, сшитых для них старшей сестрой Европой. Отсюда становятся более ясными и выходы из ситуации столкновения, ничего иррационального. Это небольшое, но, наверное, необходимое для понимания отступление от темы.

Для меня – я не буду углубляться сейчас в обоснования – такими принципиально разными цивилизациями, выработанными человечеством, являются комплексы культур, выстроенные на основе двух, как говорят этнографы, хозяйственно-культурных типов: кочевом, скотоводческом и оседлом, земледельческом. Реализация кочевого или оседлого образа жизни предполагает две различные интерпретации одной и той же реальности и, соответственно, различное понимание элементов этой реальности как природной, так и социальной. Разное отношение к земле, собственности, разные версии природы человека, времени, индивидуализма, коллективизма и т.д. и т.п. Эти версии, то есть собственно культурные аксиоматики, находятся относительно друг друга, если так можно выразиться, в ортогональной позиции. И в методологическом плане их можно представить как оси абсцисс и ординат некоего пространства всего множества мировых вариаций культур. В наше время практически не осталось номадных культур в чистом виде, но специфичес

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 132
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 17:40. Заголовок: Обсуждение Долгин:..


Обсуждение
[more]

Долгин: Первый вопрос. Вы намеренно как место колонизации взяли только Америку? Европа колонизовала достаточно значительные территории и помимо Америки, делалось это в разных местах очень по-разному. Я не могу сказать, что везде уничтожались цивилизации. С другой стороны, я не могу сказать, что везде процесс колонизации России был мирным. Более того, не могу сказать, что это нигде не сопровождалось сильными потерями. Например, адыги в Причерноморье. Я не хочу сказать, что в вашем утверждении не была уловлена некоторая тенденция, но я хочу сказать, что оно не верно как чистое, безоговорочное.

Игорь Кузнецов: Во-первых, с примером Америки: я напомню, что я не хочу в политическом дискурсе сопоставлять, говорить, какие мы хорошие, какие они плохие и т.д. Просто нужна оппозиция, от которой я отстраиваю свою модель. Естественно, здесь искаженный образ, заведомо искаженный, потому что я выстраиваю идеальное, от которого я отстраиваю другую оппозицию. Только поэтому. Я не говорю, что так оно и было на самом деле. Я мог бы ответить косвенно на ваш вопрос, уже как специалист по такому современному феномену, как мигрантские этнокультурные анклавы. Первое, с чего я начал (и мои статьи с этого начинаются), – что анклавы придумали именно в Европе, европейцы, иначе они не могли колонизовать другой мир, иных форм у них не было. Говорят, французы несколько иначе отстраивались. А так европейцы складывали в колонизуемой стране анклав.

Долгин: И испанцы несколько иначе…

Игорь Кузнецов: Так же.

Долгин: Посмотрите на последствия, на Латинскую Америку, которая себя одновременно считает наследником цивилизаций испанской и индейских.

Игорь Кузнецов: Это уже другое. Это надо брать не сейчас. Я говорю как пример. Особенность именно европейской модели и любой модели, которая выросла в оседлой традиции (как это ни покажется парадоксальным с точки зрения того, что сейчас говорят о русских, о России, о Европе, толерантности и пр.), я бы назвал европейскую культурную модель закрытой системой. Она может рядом с собой терпеть другую закрытую систему, но сливаться с ней никогда не будет. Другое дело, как это проявляется от севера на юг – это немного другой вопрос. На все это есть ответы, но в других рассуждениях. На севере-юге тоже есть достаточно существенные различия. То, что сейчас называется русской моделью, – через это прошли и другие страны, и другие народы, в том числе европейцы. Просто они кристаллизовались как культурная определенность на определенном этапе, более позднем, чем русские. Русские культурно кристаллизовались в ту эпоху.

Долгин: Простите, в какую эпоху?

Игорь Кузнецов: Если говорить про эпоху, то немецкая модель кристаллизовалась как модель, как этнокультурный стандарт – немец – в конце XIX в. Поэтому в них заложено очень много черт, характерных для мастерства, для промышленности. А испанцы и французы кристаллизовались как этнокультурная определенность гораздо раньше, на ранних стадиях – то, что называется феодализмом.

Долгин: А какой момент вы обозначили бы для России?

Игорь Кузнецов: На этот вопрос я пока не могу ответить. Образование аналогичного европейской определенности, такого же формата, только начиналось в начале ХХ в. и было насильственно прервано. Русские по консолидации остались на уровне землячеств. Неслучайно мы часто сопоставляем тамбовские, псковские, курские и т.д. землячества – это первый момент. И второй момент – русские более консолидированы с другими народами, среди которых живут. Это уже социология. Я могу это показать на цифрах. Они более консолидированы с другими народами, с которыми живут, чем в целом с русскими. Даже когда в наши веселые эпохи шла речь об отделении Татарстана от России, в числе тех, кто был «за» отделение Татарстана от России, были и русские, и их было не меньшинство. И по реакции на ситуации (если говорить научно) русские Татарстана ближе к татарам, чем к русским какой-то другой, скажем, северной области России.

Долгин: Есть еще один вопрос. Вы обозначили, за счет чего, за счет каких особенностей хозяйственного уклада колонизация была практически неизбежна.

Игорь Кузнецов: Минуточку. Давайте будем называть ее не колонизацией, а расселением. И еще то, что вы сказали в вашем предыдущем вопросе. Понимаете, есть зоны естественного расселения русских. А есть зоны – завоеванные территории. Это две большие разницы.

Долгин: Да. На самом деле, вопрос связан именно с этим. Вы действительно хотите сказать, что значительная часть территории Российской империи на момент, условно говоря, 1914 г.– это зона естественно-хозяйственного расселения, а не зона расселения политико-военного?

Игорь Кузнецов: У этого расселения есть две особенности. Первая, о которой я говорил, – хозяйственная, это ранние формы, ранняя мотивация, что надо было переходить с участка на участок, и, естественно, движение шло на те земли, которые принадлежали скорее кочевым, полукочевым народам, для которых земля не является собственностью в оседлом понимании этого термина, и там можно было поселиться. А не на Запад, где земли оседлых народов – это собственность, и никто бы их туда не пустил. Они проникали на территории условно кочевых, кочевых народов, селились там и вступали во взаимодействие. Это первое.

Второе – поздний этап, поздняя мотивация расселения – бегство от власти. Можно понять, откуда очень специфические, русские, российские отношения между населением и властью. Это очень специфические взаимоотношения, непохожие на те, которые сложились в Европе. Если коротко, там власть – это плоть от плоти моей, это первый среди равных. У нас это вне и над нами положенное, как крыша. Она может себе многое позволять, не затрагивая коренных интересов, но она и должна нас обеспечивать, раз они приняли (не мы выдвинули, а они приняли!) на себя, значит, к ним претензии. Раз приняли – обеспечивайте.

Долгин: А третий тип?

Игорь Кузнецов: А я говорил про два типа. Да, вслед за расселением шла власть. Здесь живут русские, а там…

Долгин: Иногда и впереди расселения шла власть, например, на юг, дальше в Сибирь.

Игорь Кузнецов: В Сибирь, насчет Ермака Тимофеевича – я не уверен, что он был лидером переселенцев, а не представителем власти, шедшей за переселенцами. Извините, я не историк. Я бы даже сказал такую парадоксальную вещь, что крещение на Руси произошло гораздо позже, чем на Руси появились христиане.

Долгин: Да, это вполне исторический факт.

Игорь Кузнецов: Знаете, есть интересная разница. У нас этот слой земледельцев называется «крестьяне», т.е. христиане. А, скажем, во Франции они называются paysan, и переводится это как «язычники» (païen). Т.е. там сначала элита, а потом вниз, а здесь наоборот.

Долгин: То, что на Руси до крещения были и христиане, – это несомненный факт. А вот насчет первичности крещения земледельцев по сравнению с элитой – это сомнительный вопрос.

Игорь Кузнецов: Я просто говорю, что сначала были христиане, а уже потом крещение.

Григорий Чудновский: Ваш лекционный дискурс был построен так, что вы дали широкую почву для вопросов. Я ограничусь двумя маленькими вопросами и думаю, что ответы будут такими короткими, как и вопросы. Первый. Вы выразили слабую консолидацию русских через коэффициент 0,4-0,5, а у Дагестана, других народов под единицу. Я плохо понимаю, кого включали в репрезентативную группу, потому что многие называли себя одной национальности, а потом меняли на казахов. Предположим, что там был хороший отбор. Но нельзя ли объяснить такую слабую консолидацию типа воды (какой образ вы привели) вековым смешением кровей, например, татаро-монгольскими? Таким образом, люди генетически и ведут себя так по отношению друг к другу, поддерживают слабых и т.д. Нельзя ли объяснить предыдущей историей то, что когда над ними был обруч, внешнее давление, и после того, когда они в дальнейшем освободились путем собственной консолидации через государственное устройство, сохранился генетический, слабый уровень консолидации 0,4-0,5?

Игорь Кузнецов: Во-первых, я хочу уточнить. Индекс консолидации складывается из двух составляющих. Первая составляющая – ощущение давления со стороны извне на себя как на этническую группу. Грубо говоря, часто ли я вспоминаю о том, что я русский? И вторая – это потребность сохранения в современное время важности принадлежности к этнической группе. Если научно выражаться, это потребность групповой аффилиации, т.е. потребность принадлежать к группе. Во-вторых, исследования, о которых я говорил, в отличие от многих, – репрезентативны, т.е. они представительны для данных территорий, в данном случае Татарстана, Якутии, Башкортостана и т.д., где мы исследовали. Это все вымерялось, это были жесткие процедуры. Вы говорите, опрашивали мы там русских или не русских. Понимаете, здесь нет другой альтернативы. Единственным критерием отнесения к той или иной этнической группе является самосознание, другого просто нет. Вы не можете взять кровь у человека и сказать, русский он или татарин. Вы не можете взять кровь даже у того же чеченца, а другую у ингуша и сказать, что эта кровь принадлежит чеченцу, а эта – ингушу, это невозможно. Других критериев этнического самоопределения, кроме самосознания, нет. Другое дело, что если отец и мама – оба русские, значит, и я русский. Но не факт.

Я хочу сказать, что слабая консолидация – это устойчивая характеристика русской модели, оптимально приспособленная к условиям существования русских. В русскую культуру переходили люди из других культур, которые в силу разных обстоятельств не испытывали особой связи со своим исходным этносом. Мне кажется, что логика такова. Сюда переходили люди, для которых существование в рамках русской культуры со слабой консолидацией более оптимально и эффективно, чем существование внутри своей достаточно тоталитарной модели, традиционной. Это происходит и сейчас. Ведь часть мигрантов, которые приезжают из Азербайджана, Таджикистана в Россию – это не только люди, которые стремятся к заработку. Я не буду называть доли, потому что здесь нет никакой репрезентации, но это люди, которые хотят жить по другим культурным стандартам. Они хотят стать сначала в Москве – москвичами, в Самаре – самарцами, а потом потихоньку – видимо, в каком-то поколении – мы зафиксируем, что это русские, но имеющие такой антропологический тип. Но это будут русские, не китайцы. Есть те, кто говорят, что скоро в Москве будут одни кавказцы. Нет. То, что веками меняется антропологический тип москвича, – да, он меняется, он сейчас не такой. Он, может быть, изменится, но то, что это будут русские, я думаю, будет однозначно. Поэтому этого бояться не надо. Это я к слову. Я ответил на ваш вопрос?

Чудновский: В какой-то степени да, я не буду сейчас это развивать. Второй вопрос. Есть сложность в понимании тезиса о границе, что русские – это текучий материал, как вода, и его форма зависит от границы, и таким образом отдать какой-то Шикотан – это глубинные проблемы, огромные страдания. У меня есть в этом сомнения, развейте их. Граница, если вы употребили такое слово, – это государственное понятие. У русских на низовом уровне понятие о государстве было, по-моему, минимально. Община живет, в лучшем случае межа, причем не миграционная, плохо мигрируемая, и она знает только окрестности через ближайшие ориентиры: лесок, озерко – и все. Вы же употребили ширину уже имперского плана. Значит, должно быть два русских представления. «Вот это – земное и не более того. А там, за пределами моей межи, мне все до лампочки», и это именно из 0,4-0,5. А имперский – это государственный уровень.

Игорь Кузнецов: Есть такое понятие, как моделирующие структуры, т.е. это структуры, по модели которых строятся более развитые структуры. Например, если у тех же народов даже российского Северного Кавказа традиционная система социальных связей очень иерархична, требует очень жесткой консолидации, взаимоподчинения – это моделирующая структура, по которой потом были выстроены бизнес-структуры (поэтому они оказались более успешны). Если говорить о том, как итальянцы создали мафию в США, моделирующей структурой была традиционная для Сицилии большая семья. Там, о чем вы сказали сейчас, – моделирующей структурой является самосознание через привязку к территории, малая родина. На более развитом уровне самосознания эта моделирующая структура срабатывает, и мы на более высоком уровне дискурса получаем представление о российских пространствах. Я не говорю, что о границах. Государственные границы и представления русских о пространствах России – это две большие разницы. Когда мы опрашивали русских и спрашивали у них «Что такое наша территория?», туда, например, однозначно входил Крым. Мы брали список территорий, которые входят в состав России и которые уже не входят в состав России. Ту часть территории, которая сейчас принадлежит Эстонии, – Нарву русские считают нашей. Крым наш.

Евгения Феоктистова (соцфак МГУ): Если вы говорите, что единственным критерием этничности является са

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 133
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.10 17:42. Заголовок: Обсужден6ие (продолж..


Обсужден6ие (продолжение):
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 137
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.10 01:02. Заголовок: В опщем, чуваки, элх..


В опщем, чуваки, элхаэн-процесс - это такой способ переваривания РусскимЪ МipoмЪ чуждых ему народов и цивилизаций. С первоначальным превращением в легкоусвояемый продукт - УГ (сопссно, ЛХН). Вот оно как...

______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
lt. НемО





Сообщение: 139
Настроение: Полусонное
Зарегистрирован: 17.04.10
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.10 11:17. Заголовок: Россия - страна несч..


Россия - страна несчастных



Пока мы не станем нацией, мы обречены страху и злобе

О национальных особенностях русских можно толковать без конца, но куда интереснее попытаться их измерить. При этом обнаруживаются очень занятные вещи.

Социолог Рональд Инглхарт из университета Мичигана Анн Арбор на протяжении четверти века собирал сведения о том, как народы всех стран мира реагируют на одни и те же вещи. Инглхарта интересовало, индивидуалисты или коллективисты его респонденты, ценят ли они больше материальные или духовные ценности, насколько счастливыми они себя ощущают, что для них важно, а что не очень. Известное как World Values Survey, это исследование накопило сейчас массив данных, в котором от страны к стране выявляются очень интересные закономерности.

Основные дилеммы, которые решали для себя респонденты Инглхарта, если перефразировать их с птичьего на обычный язык, выглядели так: "Один за всех или каждый за себя?" (ценности традиционные или секулярные) и "Лучше умереть стоя или жить на коленях?" (ценности самореализации или выживания). Если изобразить эти ответы на координатной плоскости, обнаруживается, что страны группируются в характерные кластеры. В обобщенном виде итоги выглядят так. Европейцы ответили, что лучше умереть стоя, но каждый за себя. Американцы решили, что лучше умереть стоя, но все за одного. Китайцы и японцы удивили исследователей, сказав, что насчет умереть они не уверены, но каждый за себя. Жители слаборазвитых стран дали обратный ответ: по мнению африканцев, по вопросу о выживании и самореализации они не определились, но конечно, один за всех. А теперь угадайте, кто оказался в позорном углу, где собрались те, кто считает, что каждый за себя, но лучше жить на коленях.

О том, насколько позорно думать о брюхе, а не о душе, и насколько стыдно принимать решения своей головой без оглядки на мнение других, можно поспорить. Но из других аспектов этого исследования – и из других исследований – складывается не менее жуткая картина. В массе мыслей на самые разные темы русским оказалась ближе всего "все плохо", к которой по популярности приблизились только "ты начальник – я дурак", "опять нет денег" и "хоть плохой, да отец". И еще мы не против поговорить о политике. О Боге "народ-богоносец" не думает совершенно, свобода и доверие к людям ему чужды абсолютно, даже национальная гордость ему несвойственна.

Это образ человека, который всего боится и, как премудрый пескарь, стремится забиться в самый дальний угол: "ох, кажется, еще жив". Может быть, задался вопросом Инглхарт, причиной бедность или политический кризис? Но нет, попытка сравнить народы мира по степени субъективного счастья дала ту же картину: Россия оказалась куда несчастливее даже нищей и воюющей Африки и в относительно благополучном 1986 году, и в неблагополучном 1995 – и даже в 2002 году, как показала только что подсчитанная волна исследования, русские прибавили только 4 процента счастья. А ведь таких зажиточных лет, как последние, у нас не было несколько десятилетий. В советский период мы заразили своим страхом и соседние народы, но до такой степени, как мы, жить не боится никто.

Далее...
Скрытый текст


______________________________________
- Give me some gas papijsiat, please!
- А может лучше сразу стольничек?
Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет